Аутизм – одна из самых загадочных патологий в современной медицине. Дать точное и емкое определение этой патологии затрудняются даже ученые, активно занимающиеся изучением данной проблемы. Для человека, далекого от мира медицины, еще сложнее понять, кто такие аутисты, что такое аутизм простыми словами, является ли он болезнью, если да, то подлежит ли лечению?
Интересно! В 16 веке, когда литература впервые описывает диагноз, автор описывает ребенка, как одержимого нечистыми силами, советует задушить его. Но развитие медицины позволило постепенно менять отношение к этой патологии, понимать необходимость лечения и реабилитации таких людей, а также отсутствие застрахованности от рождения ребенка, страдающим аутизмом, для каждой семьи.
Аутизм – что это?
Описание этой патологии простыми словами не позволяет возможности описать всей полноты картины заболевания. Ведь по сути, аутист – это человек, имеющий свой собственный мир, в который нет доступа другим людям, так же как и сам больной не может наладить контакт с окружающей средой.
Тем не менее, термин аутизм можно расшифровать как нарушение развития, следствием которого является отклонения от нормы процесса мыслительной деятельности, восприятия реальности, и, как следствие – поведения.
Часто аутизм воспринимается как крайняя, терминальная стадия социопатии, когда человек агрессивно настроен к людям, не желает вступать с ними в контакт, не может испытывать чувство симпатии и любви. Это совершенно неверно: аутист может иметь желание близко общаться, но из-за нарушения в развитии у него нет физической возможности воплотить в жизнь это желание.
Аутизм – врожденная патология, то есть, больной проходит через стадию детского аутизма, подросткового аутизма и проживает жизнь с взрослым аутизмом.
Аутизм, или расстройства аутистического спектра, представляет собой группу нейроразвивающих расстройств, которые влияют на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение. Врачи отмечают, что аутизм проявляется в различных формах и может варьироваться от легкой до тяжелой степени. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики, так как это позволяет начать вмешательство на ранних стадиях и значительно улучшить качество жизни пациентов.
Медики также акцентируют внимание на том, что аутизм не является болезнью в традиционном понимании, а скорее особенностью развития, которая требует индивидуального подхода. Врачи рекомендуют комплексные методы терапии, включая поведенческую терапию, занятия с логопедами и социальные навыки, что помогает людям с аутизмом адаптироваться к окружающему миру и развивать свои способности.
Причины возникновения
Сложность лечения аутизма, главным образом, заключается в том, что ученые пока не знают точно причин возникновения заболевания. Аутист может родиться у совершенно здоровых родителей, если у плода произойдут генетические нарушения на хромосомном уровне.
Пока нет подтвержденных данных о факторах, которые могут влиять на развитие данной неврологической патологии, но существуют версии, что на хромосомный дефект могут влиять такие факторы, как инфекционные заболевания, отравления ионами и солями металлов, вредные привычки и плохая экология.
Несмотря на то, что аутизм относится к неврологическим заболеваниям, существуют исследования, которые указывают на иммунную природу патологии.
Так или иначе, причины аутизма пока неизвестны миру, а на каждую тысячу младенцев не менее одного рождается с этой патологией.
Важно знать! Никакие внешние факторы не могут стать причиной развития у изначально здорового ребенка аутизма. Все рассказы о детях, якобы ставшими аутистами на фоне перенесенного стресса, при грубом обращении – не более чем миф. Это не исключает того, что стрессы и агрессия по отношению к ребенку не скажутся негативно на его психическом здоровье, но заболевание аутизм при таких условиях не возникнет.
Количество детей с признаками аутизма неуклонно растет (данные ЕКА) |
Симптомы и признаки заболевания
Диагностика – процесс, представляющий с собой сравнивание симптомов и их комплексов с набором признаков, характерных для тех или иных патологий.
Но аутизм – особое заболевания, так как каждый аутист уникален, его поведение может разительно отличаться от поведения другого больного. Но, наблюдая за ребенком, можно выделить три основных признака, которые указывают на наличие болезни. Согласно некоторым исследованиям, для постановки диагноза достаточно двух признаков.
Аутизм — это сложное нейроразвивающее расстройство, которое влияет на общение, поведение и восприятие окружающего мира. Люди часто говорят о нем с недопониманием, связывая с ним стереотипы и мифы. Многие считают, что аутизм — это редкое заболевание, однако статистика показывает, что он встречается гораздо чаще, чем предполагалось ранее.
Среди родителей детей с аутизмом существует множество мнений. Некоторые отмечают, что их дети обладают уникальными способностями и талантом в определенных областях, таких как математика или искусство. Другие сталкиваются с трудностями в социализации и коммуникации, что требует особого подхода и терпения.
Общество постепенно начинает осознавать важность поддержки и понимания людей с аутизмом. Все больше инициатив направлено на интеграцию таких людей в общество, создание инклюзивной среды и обучение окружающих тому, как взаимодействовать с ними. Важно помнить, что каждый случай индивидуален, и понимание аутизма — это шаг к более толерантному и заботливому обществу.
Трудности в общении
Здоровый ребенок стремится взаимодействовать с окружающим миром, он реагирует на него радостью, испугом, у него меняется мимика. Больной аутизмом ребенок избегает даже зрительного контакта, то есть, внешне создается впечатление, что он полностью игнорирует окружающий мир.
По мере взросления и реабилитации признаки аутизма могут уменьшиться, когда ребенок контактирует со своими близкими. Но при контакте с посторонними людьми аутизм обычно проявляется очень ярко.
Важно понимать, что отсутствие эмоционального контакта – это лишь внешнее проявление заболевания. Сложно сказать, что чувствует больной на самом деле, но есть все основания полагать, что аутист испытывает различные эмоции, просто неврологические нарушения лишают его возможности выразить их.
Однотипность движений
Аутиста характеризует навязчивое желание совершать одни и те же движения. Он может совершать их без использования каких-либо предметов, например, размахивать руками, прыгать или раскачивать корпус тела из стороны в сторону. Либо он может задействовать предметы: стучать ими, перелистывать страницы книги.
Причины этого можно искать в стремлении к однотипности, предсказуемости, а значит – защищенности. Наблюдая за аутистом, можно заметить, что он из дня в день играет в одни и те же игры, рисует одни и те же картинки. Если попытаться изменить привычный уклад жизни больного, он окажет сопротивление.
Нарушения коммуникативных навыков
Бытует расхожее мнение, что аутисты не разговаривают, но это мнение в корне ошибочно. Больного аутизмом сложно вовлечь в разговор, он проигнорирует любой обращенный к нему вопрос, поэтому он может оставить впечатление человека с отставанием в речевом развитии.
Но наедине с самим собой он может говорить, например, комментировать свои действия или даже декламировать стихотворения. Другое дело, что речь аутиста не изобилует разнообразием: любовь к однотипности распространяется и на его речь, поэтому произносимые им фразы часто однообразны, и повторяются вновь и вновь.
Еще одним характерным признаком речи аутиста является избегание употребления в отношении себя местоимения «я». Они могут обращаться к себе по имени, называть себя «она», «он» или «ты».
Первые проявления симптомов заболевания происходят в раннем возрасте и наиболее очевидными становятся к трехлетнему возрасту. В зависимости от степени выраженности патологии и актуальности лечения по мере взросления симптомы становятся все менее заметными.
Медицинский факт! Полностью вылечить аутизм невозможно, поэтому те или иные признаки будут сопровождать даже социализированного аутиста всю его жизнь.
Признаки аутизма у ребенка |
Формы и виды заболевания
Если рассматривать степени тяжести заболевания, то четыре вида, то есть четыре категории симптомов.
- Самая тяжелая стадия аутизма заключается в полном нежелании контактировать с окружающим миром. И речь идет даже не о контакте с родителями, родственниками или другими людьми, включая детей, а об ощущении собственного физического комфорта. Ребенок может не реагировать на собственную мокрую одежду, не подавать сигналы, свидетельствующие о чувстве голода.
- Одна из самых распространенных степеней тяжести аутизма – избирательность в выборе людей для общения, при этом под словом «общение» может подразумеваться даже просто визуальный контакт.
Со стороны такой ребенок может казаться избалованным и капризным: он никогда не будет играть с игрушками, прежде чем произведет их тщательный «отбор», не наденет одежду, которая ему не понравится, не притронется к блюду, которое не внушает ему доверия.
Для сохранения спокойствия такому ребенку очень важно сохранять однообразность жизни, соблюдать режим дня, избегать любых внезапных нововведений. - Третья категория аутизма проявляется как отсутствие интереса к общению и познанию нового. Ребенок может поддерживать минимальные социальные контакты, но по однообразию произносимых фраз и стремлению к цикличности всех воспроизводимых действий. Выбрав одно увлечение, аутист не будет менять его годами. Например, он может рисовать картинки с одним и тем же сюжетом, обыгрывать одну и ту же ситуацию.
Примечательно, что в его увлечениях всегда будет присутствовать некая мрачность, порой даже агрессивность. - Самая легкая степень заболевания – это проявление симптомов аутизма в любой стрессовой для него ситуации. Такой ребенок, а впоследствии и взрослый человек, мгновенно закрывается от человека, если чувствует дискомфорт или игнорирует ситуацию, сталкиваясь с препятствием.
Какую опасность представляет заболевание?
1. Среди аутистов часто отмечается тенденция к причинению физического вреда собственному телу;
2. У большинства больных аутизмом развивается эпилепсия;
3. Отсутствие чувства опасности может повлечь за собой физическую травму.
Методы диагностики
Диагностика заболевания проводится путем наблюдения за больным, в подавляющем большинстве случаев, ребенком. В том случае, если у него отмечается желание монотонно повторять одни и те же физические движения, избегать контакта, в том числе визуального, есть все основания заподозрить наличие аутизма.
Обычно первым этапом диагностики является визит к педиатру, который при проведении физического осмотра непременно заметит вышеописанные признаки. После этого ребенка направляют на обследование к детскому неврологу или детскому нейропсихологу, которые обычно руководствуются при постановке диагноза данными, полученными в результате наблюдения за поведением ребенка.
При диагностике подросткового или взрослого аутизма могут применяться специальные диагностические приемы, например:
- «Опросник для диагностики аутизма»;
- «Шкала наблюдения для диагностики аутизма»;
- «Оценочная шкала детского аутизма».
Перед врачами стоит задача дифференцировать патологию от других заболеваний, например от умственной отсталости, нарушению речи и слуха.
Лечение
Основная цель терапия – продвижения показателей от одной категории степени тяжести аутизма к другой, более легкой. То есть, задача врачей при лечении тяжелого аутизма, когда ребенок не реагирует на любые внешние раздражители к стадии, при которой ребенок будет контактировать хотя бы с родителями и близкими родственниками. После этого терапия ставит перед собой задачу расширить круг социального общения ребенка, и, наконец, интегрировать его в общество так, чтобы он мог сосуществовать с другими людьми с минимальными сложностями.
Для лечения используется метод психологии – поведенческая терапия, когда ребенок вместе с врачом и родителями постепенно осваивает новые жизненные навыки, перестает воспринимать их как источник стресса.
Таким образом, аутист может не только начать общаться с другими людьми, но и овладеть навыками самообслуживания и даже рабочими навыками.
Обычный подход для ребенка с аутизмом не подойдёт |
Медикаментозное лечение
Для наиболее успешной терапии используются лекарственные препараты, которые должны назначаться врачом:
- антидепрессанты;
- антипсихотики;
- стимуляторы;
- противосудорожные.
Основная сложность выбора конкретных препаратов заключается в том, что все эти препараты имеют большое количество побочных эффектов. Для людей, не страдающих аутизмом, подбор лекарств осуществляется исходя из того, насколько хорошо переносится конкретный препарат. Но аутист, особенно страдающий болезнью в тяжелой стадии, не может сообщить о собственном физическом дискомфорте, а побочные эффекты препаратов могут привести к осложнениям для организма.
Прогноз заболевания
К сожалению, на сегодняшний день аутизм является неизлечимым. Даже при самой эффективной схеме лечения самым лучшим результатом можно считать достижение уровня IQ до отметки 50 баллов, что соответствует умственному развитию шестилетнего ребенка.
Несмотря на это, согласно исследованиям, 6 из 10 аутистов, проходящих терапию, хотя бы раз в жизни имели работу, разумеется, легкую, чаще добровольную с неполным рабочим днем.
Вопрос-ответ
Что такое аутизм простыми словами?
Аутизм, а точнее – расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.
Как ведут себя люди с аутизмом?
Сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими, отсутствие эмоций при общении, снижение мимической активности лица, очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами.
Откуда берется аутизм у ребенка?
Причины аутизма Аутизм не является психическим заболеванием! Предполагается, что коренными причинами являются нарушения в формировании центральной нервной системы, начиная с дородового возраста. Проблема имеет генетическую природу, связанную с наличием специфического гена в хромосомах.
Сколько в среднем живут люди с аутизмом?
В среднем люди без аутизма умирали в 70, 20 года, а участники с РАС без умственной отсталости — в 53, 87 года.
Советы
СОВЕТ No1
Изучите информацию об аутизме. Понимание этого расстройства поможет вам лучше осознавать его особенности и потребности людей с аутизмом. Читайте книги, статьи и смотрите документальные фильмы, чтобы расширить свои знания.
СОВЕТ No2
Общайтесь с людьми, имеющими опыт работы с аутистами. Психологи, педагоги и родители детей с аутизмом могут поделиться ценными советами и практическими рекомендациями о том, как поддерживать и взаимодействовать с такими людьми.
СОВЕТ No3
Будьте терпеливыми и открытыми. Люди с аутизмом могут вести себя иначе, чем вы ожидаете. Постарайтесь проявлять терпение и понимание, а также избегайте стереотипов и предвзятости в общении с ними.
СОВЕТ No4
Поддерживайте инклюзивные инициативы. Участвуйте в мероприятиях и проектах, направленных на поддержку людей с аутизмом. Это поможет создать более дружелюбное и понимающее общество, где каждый сможет чувствовать себя комфортно.